Хат Мохнатович Мухохват написал(а):А сделал я что-то стоящее или нет - судить не мне. Да и не об этом я. А о том,что идти вперед, пробовать что-то новое, падать, набивать шишки. Подниматьсяи снова пробовать - это на мой взгляд почетно. Это - путь воина. В терминах Кастанеды.
Сложная тема, сделал ли ты в жизни то, что оправдывает присутствие.
Воин это да ....
Как психолог, возможно, ты в курсе, что в жизни бывают не только воины. Бывают сторители, учителя, жрецы и т.д..
Как там у отцов :
...Все прочее -- это только строительные леса у стен
храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за
сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего
додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории,
воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и
совокупляясь, несет человечество, само об этом по подозревая,
этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг
замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо
принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно
поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в
поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело,
и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень
скоро отвлекается на свои, так называемые насущные нужды:
начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить
заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить -- а
храм знай себе все растет и растет из века в век, из
тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно
унизить невозможно... Самое забавное, говорил Изя, что каждый
кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная
мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе
спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли
о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что
каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов
этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда,
неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно,
говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит
сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в
некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно
вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история...
Ты, может быть, думаешь, спрашивал Изя язвительно, что сами
непосредственные строители этого храма -- не свиньи? Господи,
да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини,
беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник
и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа
Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость!
Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все
человечество -- так же. Поколение за поколением жрут,
наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут -- ан, глядишь, --
целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой
прочный!.. Ну ладно, сказал ему Андрей. Ну -- храм.
Единственная непреходящая ценность. Ладно. А мы все тогда при
чем? Я-то тогда здесь при чем?
....
Так что мне теперь от
твоего храма?.. Ну правильно, ну верно, сказал Изя. Я же не
спорю. Храм -- это же не всякому дано... Я же не спорю, что это
достояние меньшинства, дело натуры человеческой... Но ты
послушай. Я тебе сейчас расскажу, как мне это представляется. У
храма есть, Изя принялся загибать пальцы, строители. Это те,
кто его возводит. Затем, скажем, м-м-м... тьфу, черт, слово не
подберу, лезет все религиозная терминология... Ну ладно, пускай
-- жрецы. Это те, кто носит его в себе. Те, через души которых
он растет и в душах которых существует... И есть потребители --
те, кто, так сказать, вкушает от него... Так вот Пушкин -- это
строитель. Я -- это жрец. А ты -- потребитель... И не кривись,
дурак! Это же очень здорово! Ведь храм без потребителя был бы
вообще лишен человеческого смысла. Ты, балда, подумай, как тебе
повезло! Ведь это же нужны годы и годы специальной обработки,
промывания мозгов, хитроумнейшие системы обмана, чтобы
подвигнуть тебя, потребителя, на разрушение храма... А уж
такого, каким ты стал теперь, и вообще нельзя на такое дело
толкнуть, разве что под угрозой смерти!.. Ты подумай, сундук ты
с клопами, ведь такие, как ты, -- это же тоже малейшее
меньшинство! Большинству ведь только мигни, разреши только -- с
гиком пойдут крушить ломами, факелами пойдут жечь... было уже
такое, неоднократно было! И будет, наверное, еще не раз!.. А ты
жалуешься! Да ведь если вообще можно поставить вопрос: для чего
храм? -- ответ будет один-единственный: для тебя!..