Лукашин. «Капитализм»
http://uborshizzza.livejournal.com/986980.html
.
«Капитализм» был одним из номинантов литературной премии «Нацбест». Он ее не получил, но критики хорошо о нем отзывались. К моему удивлению, повесть так и не вышла отдельным изданием. Я не наша ее в магазинах. Пришлось скачать журнальный вариант из «Урала». А все остальные номинанты прекрасно изданы и лежат в любом книжном.
Автор прекрасно сам определил жанр повести – это комикс. Сказка. Написано стебно, местами смешно, но заставляет задуматься.
В небольшом объеме произведения уместилась история одной типичной российской постсоветской семьи. В этом плане повесть похожа на роман «Елтышевы» - другого номинанта «Нацбеста». Но только она злее, энергичнее, и там нет идеи, что корень бед сегодняшних российских неудачников находятся внутри них. Он находятся снаружи.
Семья состоит из отца, матери, трех сыновей и дочери. Семья живет бедно.
Едва старшему сыну, Максиму, исполняется 18 лет, как отец выгоняет го из дома: «Ты не медаль, чтобы тебе на шее висеть». Максим уходит, но берет с собой свою любимую книгу «Капитал». Максим и есть главный герой произведения. В самостоятельной жизни он претерпевает множество мытарств. Он прошел все, что может предложить современная Россия молодому человеку из бедной семьи. Вначале состоял в шайке, которая грабила квартиры. Но грабили они квартиры бедняков, потому что это проще – брали валом, а не качеством. Шайку разогнали, Максим бежал и начал честно трудиться. Но тут деньги давались тяжелее. Он собирал помидоры и был единственным, кто проработал на плантациях целый сезон. Остальные надрывались или умирали, или убегали. Он работал человеком-сосиской – рекламировал закусочную, пока она не закрылась. Работал велорикшей. Хуже всего Максиму пришлось в должности продавца в магазине техники. Там продавцов использовали как грузчиков, а денег не платили, говоря, что у них что-то пропало и они должны отрабатывать. В общем, это было самое настоящее рабство. Разобраться в том, что происходит, Максиму помогал «Капитал». Там черным по белому написано, что прибыль у капиталиста получается от эксплуатации работников. Соответственно, она тем выше, чем меньше им платить и чем больше их заставлять делать. Капитализм отменяет человека, заменяя его функцией. Он нужен только как средство для обогащения капиталиста.
Максим разговаривал с разными людьми, пытаясь понять, почему они не бунтуют, чем такое положение дел их устраивает, зачем они уничтожили социализм. Внятного ответа никто не дал. Люди были слишком сосредоточены на своих личных проблемах или на прошлых обидах. Они не могли сделать обобщение. Им рассказали, что социализм – это плохо, они и поверили.
Иногда Максиму снился сам Капитализм. Это был противный человек в цилиндре и с сигарой. Он уговаривал Максима одуматься, не бороться с ним, и даже предложил помощь. Максим стал продавать диски с фильмами и неожиданно пошел в гору. И стал бы Максим лояльным членом общества, если бы случайно не пошел в цирк и не увидел там отца. Оказывается, его отец поехал на заработки, но был обманут и попал в цирк. За еду и крышу над головой он выступал там в качестве дрессированного человека. И был доволен своей судьбой.
Средний брат Максима, Володя, стал инвалидом, получив производственную травму. Его отдали в интернат, где он умер. Сестренка жила в работном доме, а вот младший брат вышел в люди. Денис считал свою родню за быдло и пошел в холуи к директору завода. Там он так удачно исполнял свои холуйские обязанности, что его повысили до начальника, а потом он удачно женился и стал избранным. Правда, для этого ему в качестве испытания предложили убить и съесть свою сестру, но он не дрогнул.
Тогда Максим, который практически не тратил заработанные деньги, взял, да и купил на них «Калашников» и пошел захватывать телевидение. А там как раз в студии сидел его брат, у которого брали интервью. Он попытался переубедить Максима, объяснить ему, что не надо делить мир на черное и белое, что жизнь сложнее. Но Максим сказал брату, что есть черное и есть белое, что есть добро и есть зло, и с удовольствием прошил Дениса автоматной очередью. А тут выяснилось, что и в другом городе телецентр захватил другой отчаянный парень, и в третьем… а потом в Эфиопии, и в Мозамбике…
Сказка, как говорится ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.