2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ
И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ
Товарищи! Как уже говорилось, XXIV съезд дал
принципиальные установки по коренным вопросам экономической
политики в условиях развитого социалистического общества. XXV
съезду предстоит конкретизировать их применительно к
предстоящему пятилетию и более длительной перспективе. По своим
главным задачам, по основным направлениям хозяйственной
деятельности девятый и десятый пятилетние планы представляют собой
как бы единое целое. Речь идет о долговременной ориентации
экономической политики партии, в которой мы видим, если
использовать выражение В. И. Ленина, «общий план нашей
работы, нашей политики, нашей тактики, нашей стратегии...» 1.
Как и всякая стратегия, экономическая стратегия партии
начинается с постановки задач, с выдвижения фундаментальных,
долговременных целей. Высшей среди них был и остается
неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни
народа. Экономическая стратегия включает в себя и четкое
определение средств, тех путей, которые ведут к поставленным
целям. Это — динамичное и пропорциональное развитие
общественного производства, повышение его эффективности, ускорение
научно-технического прогресса, рост производительности труда,
всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного
хозяйства. Из всего этого и складывается главная задача десятой
пятилетки, как она сформулирована в документе Центрального
Комитета партии об основных направлениях развития народного
хозяйства.
В соответствии с решениями предыдущего съезда подготовка
десятого пятилетнего плана велась одновременно с разработкой
исходных установок развития экономики страны на перспективу
до 1990 года. Ориентировки на пятнадцать лет, разумеется, не
могут и не должны иметь столь же директивный характер и быть
такими же детальными, как пятилетние планы. Их назначение в
другом — в том, чтобы заблаговременно определить характер и
масштабы стоящих перед нами задач и сосредоточить силы на их
решении, яснее увидеть возможные проблемы и трудности,
облегчить разработку и выполнение программ и проектов,
выходящих за рамки пятилетия.
Над конкретными цифрами, заданиями на перспективу
предстоит еще большая работа. Но из расчетов, которые уже
подготовлены, следует: в 1976—1990 годах страна будет располагать
примерно вдвое большими материальными и финансовыми
ресурсами, чем в истекшем пятнадцатилетии. (Аплодисменты.)
Тем самым создаются новые возможности для решения основных
социально-экономических задач, поставленных Программой
партии, последними съездами. Это относится прежде всего к
дальнейшему повышению благосостояния советских людей,
улучшению условий их труда и быта, значительному прогрессу
здравоохранения, образования, культуры — ко всему, что способствует
формированию нового человека, всестороннему развитию
личности, совершенствованию социалистического образа жизни.
(Аплодисменты.)
За прошедшие пятнадцать лет реальные доходы на душу
населения выросли в стране примерно вдвое, а общий объем
материальных благ и услуг — примерно в 2,4 раза. Это дает
представление о масштабах тех задач, которые могут быть поставлены на
следующее пятнадцатилетие. С каждой пятилеткой будет расти
обеспеченность советских людей высококачественными
продуктами питания и предметами широкого потребления. Многое будет
сделано и в решении других крупных социальных проблем, в
первую очередь жилищной.
Существенное продвижение вперед в этих областях
планируется уже в десятой пятилетке. Напомню некоторые конкретные
показатели.
Среднюю заработную плату рабочих и служащих намечается
увеличить за пять лет на 16—18 процентов, а доходы
колхозников от общественного хозяйства — на 24—27 процентов.
Выплаты и льготы населению за счет общественных фондов
розничных цен на основные товары и производить снижение
цен на отдельные виды товаров по мере создания необходимых
условий и накопления ресурсов.
Разрабатывая проект Основных направлений, Центральный
Комитет особое внимание уделил строительству жилья. 550
миллионов квадратных метров — такова контрольная цифра на
пятилетку. Мы будем строго требовать от проектировщиков и
строителей улучшать планировку квартир, строить добротно,
качественно, красиво. Одновременно предусматривается намного
увеличить производство мебели, бытовой техники, посуды. В новой
квартире все должно доставлять радость людям. Именно так —
комплексно, всесторонне — мы стремимся решать жилищную
проблему.
Среди социальных задач нет более важной, чем забота о
здоровье советских людей. Наши успехи здесь общеизвестны. Но
надо видеть и стоящие в этой области проблемы. Они связаны с
улучшением организации здравоохранения, расширением сети
больниц и поликлиник, ростом производства медицинского
оборудования и высокоэффективных лекарств. Они связаны также
с дальнейшим развитием медицинской науки, развертыванием
широкой борьбы против наиболее опасных заболеваний. Многое
предстоит сделать, чтобы улучшить охрану здоровья женщин-
матерей и детей, расширить сеть курортов, домов отдыха,
пансионатов.
Известно, что уровень работы некоторых медицинских
учреждений, к сожалению, все еще вызывает справедливые нарекания
трудящихся. Министерству здравоохранения надо сделать из
этого надлежащие выводы. На развитие здравоохранения в
десятой пятилетке выделяются значительные средства. Они должны
быть использованы по назначению и полностью. Держать эти
вопросы в центре внимания — прямая обязанность ЦК компартий
союзных республик, крайкомов и обкомов, местных Советов.
Забота партии о трудящихся проявляется и в мерах по
дальнейшему развитию образования и культуры,— этих вопросов я
еще коснусь.
Выдвигая широкую социальную программу, партия исходит
из того, что ее выполнение будет способствовать повышению
трудовой активности рабочих, колхозников и интеллигенции, послу-
жит новым стимулом лучшей работы каждого. Нет нужды
объяснять, какое это имеет значение. Ведь именно рост производства,
увеличение выпуска продукции и улучшение ее качества
является главным и решающим условием повышения благосостояния
народа.
Стержень экономической стратегии партии, пронизывающий
и десятую пятилетку и долгосрочную перспективу,— дальнейшее
наращивание экономической мощи страны, расширение и
коренное обновление производственных фондов, обеспечение
устойчивого сбалансированного роста тяжелой промышленности —
фундамента экономики.
Это ставит огромные задачи перед отраслями, которые
должны удовлетворять растущие потребности страны в металлах,
топливе, энергии, химической продукции, лесе и строительных
материалах.
Особая ответственность ложится на отрасли, призванные
обеспечить все сферы народного хозяйства современными
машинами и оборудованием, на машиностроение. Уже в десятой
пятилетке общий объем продукции машиностроения намечено
увеличить более чем в полтора раза. Одновременно должна
улучшиться, стать более гибкой и восприимчивой к техническим
новшествам его структура. Это требует повышенного внимания к
развитию станкостроения, приборостроения, электротехнической и
электронной промышленности.
Для развития тяжелой промышленности, как, впрочем, и
других отраслей народного хозяйства, все большее значение
приобретает разработка крупных комплексных программ,
рассчитанных на два-три пятилетия,— таких, как программа развития
топливно-энергетического комплекса, металлургии, ведущих
отраслей машиностроения. Только на долгосрочной основе можно
выработать такие программы, тесно увязать их между собой,
обеспечить их ресурсами, состыковать во времени. Такие программы
должны, естественно, учитывать непрерывный прогресс
отечественной и мировой науки и техники, возможности экономического
сотрудничества с другими государствами. Эти программы
должны также предусматривать более целесообразное размещение
производительных сил внутри страны, потребности освоения
новых районов, особенно богатых сырьем и топливом.
Дальнейшее развитие получит, в частности,
Западно-Сибирский комплекс,— в перспективе он может поставлять в
общесоюзный баланс около половины нефти и природного газа,
значительную часть синтетического каучука и пластмасс.