Да, существуют причинно-следственные связи, но причин настолько много, что невозможно строить аналогии с прошлым и прогнозировать будущее. Это равносильно тому, что управлять авто, ехать вперед, смотря исключительно в зеркало заднего вида. Да, иногда надо, поглядывать, но только при движении назад или когда надо уйти от удара в "жопу" от идиота. Вот и есть соблазн поехать назад, где все просто и знакомо. И я знаю, что мне можно ответить, что типа "мы уже проходили, посмотри, Жека, на закономерности, на взаимоотношения между Западом и нами в истории, не будь слепцом! Не можешь сложить два плюс два!". На мой взгляд, это просто периодичность в природе и притягивание фактов. А периодичность идет в том числе и от нас, от стереотипов поведения и зашоренности деградирующего мозга после 25 лет. Знаю, что тебе не авторитет Быков, но вот его слова.
.
- Нам нужно готовиться к тому, что современный ребенок нас догнал и перегнал. Для того чтобы быть на его уровне, нам нужно сильно напрягаться. По какой черте проходит эта граница, и в связи с чем это произошло, я затрудняюсь сказать. Еще три года назад я выступал на журфаке и получал 50 безграмотных записок. А в позапрошлом году, выступая, я получил уже 100 исключительно грамотных записок. Та же самая история с курсами. Вот у меня были курсы в МГИМО. Три года назад в зале на лекции было примерно треть, ну, может быть, четверть внимающих людей. Остальные сидели смирно и тыкали пальцами в гаджеты. Год назад уже три четверти понимали, что я говорю, активно задавали вопросы и проявляли заинтересованность...
У меня есть две версии того, с чем это может быть связано: одна - это биологическая эволюция, не знаю с чем связанная; вторая - количество знаний, наконец, перешло в качество: современный ребенок больше знает, больше получает информации, делает больше открытий. Сознаюсь, мне с моим 18-летним сыном нелегко, по некоторым вопросам он меня ставит в тупик. Впервые я это понял, когда ему было 13 лет. Я спросил его: «Почему ты мне не рассказываешь об учебе - боишься, что ли?». Он мне ответил: «Это ты меня боишься». Мы вступили в будущее.
Я попросил сына написать для журнала заметку о Гнатовском, потому что его театральный опыт сейчас актуален. Кто такой Гнатовский, он понятия не имел. Но, неделю отсидев в библиотеке, он принес мне диссертационную статью. Я бы такой не написал. Они ничего не знают, но очень быстро узнают. Раньше я думал, что это черта американских студентов - знать, где что искать. Но изменил мнение. Одна девочка 22 лет, моя выпускница, захотела читать лекцию. И выбрала темой лекции Виктора Франкла. «Что ты можешь знать про Виктора Франкла? Я, к примеру, за эту тему не взялся бы». - «А я возьмусь!». Я дал ей такую возможность. И узнал очень много интересного. По-видимому, надо привыкать к тому, что мы с вами старые снобы. А они спасут мир...