Serg написал(а):Как на счет выбора 10 или 1000 ?
Начну издалека.
Осенью, когда только что открыли салон, болтали о том-о сём с девушками-мастерами красоты причесок и ногтей.
Зашел разговор о погоде:
- Вот, лето жаркое было, зима будет холодной! - "авторитетно" заявила одна.
- Этого никто не может спрогнозировать, - принял участие в беседе я.
- Я Вам точно говорю! По телевизору сказали! - поддержала коллегу вторая собеседница.
- А перед нОнешним жарким летом, была довольно холодная зима, - язвительно заметил я - что первично, нОнешнее лето для грядущей зимы или давешняя зима, для нОнешнего лета?
- Посмотрим.
- В ружьё! Неча тут болтать! , - скомандовал я.
Короче, как всегда прав оказался я, так как я начальник и очень умен, авторитетен, что и должно быть в любом успешном деле! Да и зима оказалась дождливой и непоймичё!
Так вот, выбор ваш, Сергей Александрович, доступен только "гениям" предвидения (Сталин, Ден Сяо Пин, Пиночет), которые знают, что уконтропупив у стенки 10 человек, не допустят гибель 1000 человек, но как известно история не сослагательна и опровергнуть последствия их действий не представляется возможным. Например, что было бы, если бы партократы устроили взятие Белого дома в 1991 году? Было бы лучше(хуже)? Как ты это докажешь? На том основании, что на площади Тяньаньмень мочканули и Китай расцвел? Ну так еще не вечер. Периоды не учитываете? Если конечно ты меряешь по продолжительности своей жизни, то положи ее на благо СССР. Кто мешает то? Найдут тебе и стенку, и расстрельную команду, хотя по правде мне бы этого очень не хотелось.
Сдается мне, что в 1991 году людям дали выбор, хотя осознаю, что выбор этот с шансами близкими к нулю.
Это знаешь, как у Достоевского в "Идиоте":
— Знаете ли что? — горячо подхватил князь. — Вот вы это заметили, и это все точно так же замечают, как вы, и машина для того выдумана, гильотина. А мне тогда же пришла в голову одна мысль: а что, если это даже и хуже? Вам это смешно, вам это дико кажется, а при некотором воображении даже и такая мысль в голову вскочит. Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее. Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили? Я до того этому верю, что прямо вам скажу мое мнение. Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу, или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете. Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают». Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!
Нельзя.