Радиоинститут, г.Рязань, ул.Полетаева, 30.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Радиоинститут, г.Рязань, ул.Полетаева, 30. » Собственно темы » Экономический симулятор.


Экономический симулятор.

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Набросок. Очень грубо.
Минимальный набор объектов:
1. Наемный работник
2. Предприятие
3. Банк
4. Отрасль
5. Государство
Три первых платят налоги и создают бюджет, который расходует государство.
Банк занимается эмиссией, кредитованием и депозитами.
Предпиятия производят потребительские корзины (товары и услуги). 1 потребительская корзина (потребительский квант,ПК) - минимум для выживания наемного работника в месяц. Она стоит фиксированных денег (100 рублей). При получении меньше 100 рублей в месяц работник умирает (или начинается революция). Можно исключить из модели безработных и пенсионеров, считая население неизменным. При этом полагать, что 1 ПК на человек включает в себя и их тоже (иждевенцев).
Государство тоже производит ПК (услуги, образование, оборона и т.п.).
Отрасль используется как средство анализа видов деятельности и анализа чего то, похожего на межотраслевой баланс.
Ни каких иных государств нет и внешней торговли тоже. Государство всепланетарное, оно одно, мы избавимся таким образом от заморочек с курсами валют.
1. Свойства работника.
1.1 Работает/безработный
1.2 Доход
1.3 .....
.
2. Свойства предприятия
2.1 Количество работников
2.2 Объем продаж
2.3 Объем покупок
2.4 Капитализация
2.5 .....
.
3. Свойства банка
3.1 Процент по кредитам
3.2 Процент по депозитам
3.3 .....
.
4  Свойства отрасли
4.1 (теперь уж и не знаю, нужна ли она)
.
5  Свойства государства
5.1 Норма налогооблажения работников
5.2 Норма налогооблажения предприятий
5.3 .....

О методах и поведении пока ни чего не знаю.
Период итерации - 1 месяц.
Просьбы добавлять, расширять, модифицировать.

0

2

Серег. Сложно. Давай снизу вверх.
Опишем самое простое: наемного работника.
Главное:
1. Преобразование одного товара в другой.
Первый товар ему дается (материалы). Второй - оплачивается (продукция).
3. Скорость преобразования первого товара во второй - производительность.
Это и мотивация и способности.
4. Потребление на "питание" (деньги).
5. В конце цикла (месяц. а пресчет по дням) получает деньги.
6. Часть денег в кошелек, чтобы работать след месяц.
Остальное на покупки во вне себя.
Пока достаточно. Можем мы в такой модели представить любого
наемного работника? От столяра до сторожа?
Ведь сторож берет один товар (свое время) и преобразует в другой товар (в свое же время).
А его производительность никак не влияет на общую картину предприятия.
А зарплата идет в расходы предприятия.
.
Реализация различных моментов:
1. Работа: декремент сырья, инкремент продукции, декремент кошелька.
2. Воровство: декремент сырья или продукции, передача на рынок, инкремент кошелька.
Или без передачи на рынок (заныкал).
3. Хороша работа: изменение переменных за один день на большую величину.
4. Выбывание: кошелек пуст. Или продолжение работы, но начало воровства.
5. и т.д.

.
Далее: экономическую еденицу (любую. наемного работника в том числе)
можно представить локальным балансом. С любой заданной степенью детализации
(субсчета) в бухгалтерском смысле. Согласен?
.
Ну и последнее: в смысле объетно ориентированного подхода,
нам надо создать минимальную общую модель. Первичный объект.
И его методы. А уж сложное - потомки.

0

3

Мы не с того начали.
1.Какова задача в самом общем виде?
2.Что мы хотим получить на модели?

0

4

1. Получить набор простых модулей (конструктор)
минимально просто описывающих поведение экономических
субъектов для создания моделей экономических систем.
2. Построение простых моделей экономики для проверки
гепотез. (на первом этапе).
.
Например строим модель 2-х предприятий с рабочими.
Ни банков ни чего больше. Все рабочие и 2 владельца
покупают продукцию первого предприятия (еда и одежда),
а продукцию второго предприятия покупают оба предприятия.
(не ширпотреб).
Проверяем гипотезу Маркса о том что если владельцы предприятий
часть прибыли будут класть в кубышку, то наступит кризис
перепроизводства.
Тут представляется куча интересных исследований. Например:
1. Как скорость схлопывания экономики зависит от процента
направляемого капиталистом на потребление?
2. А если не капиталисты а рабочие будут класть деньги в кубышку?
Как быстро наступит кризис?
3. Добавляем инфляцию. Что изменилось?
4. Добавляем в системму банк. Проверяем гепотезу о вредности ссудного
процента.
5. Добавляем потребительское кредитование рабочих, проверяем мою гипотезу
о невозможности кризиса перепроизводства.
.
В общем простые модели для понимания.

0

5

А еще: как зависит скорость развития кризиса перепроизводства, от
отношения зарплаты к минимуму потребления?
Ну скажем минимум потребления 100р на рабочего в месяц.
Ниже - умирает. Один вариант зарплата 150р. А второй 300р.
.
Серж! Чего молчишь?

0

6

Хат Мохнатович Мухохват написал(а):

Добавляем в системму банк.

А откуда в системе деньги вообще.
И какие они?
Это деньги (монеты) или купюры (резинка от трусов)?
Боюсь, погрузитесь в самодостаточные вычисления.
Модель (архипростейшая) - мамка анализа.
Проще надо быть.
Не надо людей с их многообразием потребностей.
Пусть будет только один универсальный товар (не различать средства производства и потребления).
И пусть будет моняднопроизводящая амёба-андроид.
Из произведенного универсального товара часть идет на пополнение жизненной силы амёбы, часть преумножается (расходуется для всопроизводства в больших количествах) в процессе производства (амортизация, сырье и проч).
Помните как у Маркса Т-Д-Т, просто товар и просто деньги.

Serg написал(а):

Мы не с того начали.

Согласен полностью.

0

7

BigVad написал(а):

А откуда в системе деньги вообще.

Зависит от модели. В общем случае +NNNNN в переменную.
А дальше (-) из одной переменной и (+) в другую. Строго.
Если вводим в модель потери (кошелек сгорел) то (-) из переменной.
Если вводим фальшивомонетчиков то (+) к переменной.

BigVad написал(а):

И какие они?Это деньги (монеты) или купюры (резинка от трусов)?

Не важно пока. Если озадачимся вопросом: в чем выигрыш пластиковых карт, то
вводим несколько кошельков. Нал безнал карта.

BigVad написал(а):

Проще надо быть.

Согласен. Что проще рабочего?

BigVad написал(а):

Пусть будет только один универсальный товар (не различать средства производства и потребления).

2 не на много сложнее одного. Но дальше введение того что увеличивает производительность труда очень важно.

BigVad написал(а):

Помните как у Маркса Т-Д-Т, просто товар и просто деньги.

Именно. Ключевая операция обмен товара на деньги и наоборот. Собственно это единственная операция.

BigVad написал(а):

Согласен полностью.

А с чего надо?

BigVad написал(а):

купюры (резинка от трусов)?

Деньги не резинка. Их количество постоянно в экономике.

0

8

Хат Мохнатович Мухохват написал(а):

Их количество постоянно в экономике.

Тогда их не было бы ни у кого, кроме банков.
Они бы их выбрали у всех других субъектов процентами.

0

9

Видимо, сильно упрощать не нужно.
Скорее всего, если мы хотим что то увидеть, придется сделать модель Homo Economics по примеру стратегий.
Насколько она должна быть сложной и что реализовывать - вот это главный вопрос, по моему. Для хоть какого то моделирования мы должны будем задать настраиваемые поведенческие функции.
Примеры функционирования (для начала):
1. Один раз за итерацию модель получает зарплату.
2. Модель должна уметь как то тратить деньги .
Это самое хитрое. Например, прожиточный минимум списывается автоматом в некоторый магазин, торгующий "прожиточными минимумами".
Остальная сумма должна расходоваться по каким то критериям. Например, "экономические настроение", "инфляция". Должен быть какой то механизм случайности при принятии решений, скажем ввести некоторую настраиваемую вероятность принятия решения на получение кредита. Эту вероятность можно определять глобально для всех объектов сразу, и корелироваться с состоянием среды.
Модель должна уметь просчитывать свои доходы и расходы вперед.
Товары тоже могут иметь ряд свойств. Например: жизненно необходимый, бирюлька, статусный, и т.п., и модель должна как то самостоятельно с этим разбираться.
Ну и в таком же духе далее.
Это сложно, но только в этом случае мы получим что то достойное и увидим то, что не видим.
Реализовать это программно - не так сложно. Главное придумать и прописать модель. На это уйдет куча времени, гораздо больше чем на программирование.
Собственно, как это сделать на 1С я примерно представляю. Все будет настраиваемо и с отчетами.

0

10

Поясню свое видение , и почему я за сложность.
1. Нужно использовать 1С. Это проблемно ориентированния среда как раз для этого предназначенная. Есть море готовых объектов и решений, которые сильно упростят процесс. Есть готовый и простой механизм построения отчетов. Есть большой опыт. Движок распространен, и любой может сидя дома делать с моделью все что угодно. Готовый и простой интерфейс, многим знакомый по работе.
2. На простых моделях мы увидем прогнозируемый результат, который просчитывается проще, чем программируется сама модель.
Это неправильно. Нужно внести элемент хаоса и случайности (рынка).

0

11

Не совсем в тему, хотя.....
Как вписать в модель вот такое:
http://day1923.nnm.ru/chechency_u_vlast … _ne_nuzhna
При этом в тренировочных штанах на фоне нескошенных зарослей.

0

12

Serg написал(а):

по примеру стратегий.

Это как?

Serg написал(а):

Насколько она должна быть сложной и что реализовывать - вот это главный вопрос, по моему.

Сложность модели это потом. Любую какую осилим.
Мы сначала должны разработать унивесальный элемент: хозяйствующий субъект (ХС).
Это мне кажется рабочий. Из рабочего надстройкой можно капиталиста сделать
но не наоборот. По сути ХС это самый простой бухгалтерский набор счетов.
И правила проводок которые делаются в цикле обсчета. Любой счет можно использовать
как для ввода данных в ХС так и для вывода.
И взаимодействие таких ХС.
Мы ведь пока не знаем какие типы обществ мы будем строить? И какие взаимодействия введем?
Например если мы вводим налоги, то это процедура, которая перебирает все ХС,
и минусует кошельки по правилам. А суммой плюсует кошелек бюджета.
Остальное ничего меняеть не надо. Просто.

Serg написал(а):

1. Один раз за итерацию модель получает зарплату.2. Модель должна уметь как то тратить деньги .Это самое хитрое. Например, прожиточный минимум списывается автоматом в некоторый магазин, торгующий "прожиточными минимумами".

Внутри ХС_рабочий переменная: Жратва. За цикл обсчета она декрементируется.
Как только достигнут минимум, выполняется процедура покупки жратвы.
.
begin
Dec(ХС_рабочий.кошелек, 10.00); {рублей}
Inc(ХС_продмаг.кошелек, 10.00); {рублей}
Dec(ХС_продмаг.склад, (10р/цена_ жратвы)); {булок хлеба}
Inc(ХС_рабочий.жратва, (10р/цена_ жратвы)); {булок хлеба}
end;
.

Serg написал(а):

Остальная сумма должна расходоваться по каким то критериям. Например, "экономические настроение", "инфляция".

Это потом. Делается просто. Но пока давай не будем замарачиваться на то как зависит
прожорливость рабочего, от негативной экономической информации.

Serg написал(а):

Должен быть какой то механизм случайности при принятии решений, скажем ввести некоторую настраиваемую вероятность принятия решения на получение кредита. Эту вероятность можно определять глобально для всех объектов сразу, и корелироваться с состоянием среды.

Тоже позже. Например при цикле обсчета проверяется показатель Настроение_купить.
На него инкрементом и декрементом много чего влияет. Кроме того на каждом цикле
обсчета он меняется на некоторую произвольную случайную величину. Если больше порога,
то ХЗ покупает. Меньше - не покупает. Главное суть модели принять. И понять, что
любое усложнение можно сделать не трогая то что уже работает. Только добавлением
объектов и процедур.

Serg написал(а):

Модель должна уметь просчитывать свои доходы и расходы вперед.

Не надо. Модель должна быть простой. Все покажет взаимодействие.
Вот берем катушку и кондер. А какой звон красивый получается!

Serg написал(а):

Товары тоже могут иметь ряд свойств. Например: жизненно необходимый, бирюлька, статусный, и т.п., и модель должна как то самостоятельно с этим разбираться.

Не надо. Пока. Это уже твоя оценка, что "статусный".

Serg написал(а):

Это сложно, но только в этом случае мы получим что то достойное и увидим то, что не видим.

Не согласен. Экономика это прежде функционирование системы. Но сам ХЗ очень простой.

Serg написал(а):

Главное придумать и прописать модель. На это уйдет куча времени, гораздо больше чем на программирование.

Да. Модель главное.

Serg написал(а):

Собственно, как это сделать на 1С я примерно представляю. Все будет настраиваемо и с отчетами.

Это хорошо!

0

13

Serg написал(а):

Это неправильно. Нужно внести элемент хаоса и случайности (рынка).

Серег! это уже другая затея. Другой подход. Элементы случайности ввести можно..
Но не более.

Serg написал(а):

1. Нужно использовать 1С.

Поддерживаю.

Serg написал(а):

Как вписать в модель вот такое:

Не надо вписывать. Экономика это все таки не личности.
А масса.

0

14

Serg написал(а):

Нужно внести элемент хаоса и случайности (рынка).

Не думаю.

Serg написал(а):

мы увидем прогнозируемый результат

Это и будет искомое.
Скорее всего все очень просто и ясно без модели.
Ежели предельно упростить.

0

15

Во! Модель: натуральный товарообмен.
У каждого ХС_человек есть 4 товара (числа).
ХС_человек например 10000 штук.
Первоначально наполняем все 4 товара всем людям по какому-то закону.
Например поровну. Дальше генератором случайных чисел соединяем 2 штуки
ХС_человек в процедуре Товарообмен. Ну плотник к гончару пришел.
Каждый ХС_человек в акте обмена предлагает условия: хочу 5 едениц товара1
за 3 еденицы товара2. У другого свои требования. Если обоих устраивает,
то обмен происходит, если нет, то нет. Следующая пара.
Один из товаров жратва. Т.е. от него зависит кто сколько проживет.
Как от первоначального распределения товаров, от принципов торговли
конкретного ХС_человек будет вымирать эта колония? кто больше продержится?
Можно организовать соревнование. Каждый из нас пишет процедуру
торговли своих людей. Затем на рынок запускаем поровну экземпляров.
Можно ввести наткральное производство. Т.е. каждый ХС_человек
добавляет за цикл обсчета себе к одному из товаров. Будет жить такая колония?
А если ввести деньги (один из товаров) насколько станет лучше всем?

0

16

Как определить устраивает или нет товорообмен?
Какую процедуру и где писать?
Если честно - не понял как это все реализовать, что нужно наблюдать.
Давай ближе к телу.
.
Я сделал балванку 1С.
Сделал объект "Человек". Количество экземпляров любое разумное хоть миллион (вопрос только времени расчета).
У каждого есть счет, в дебет которого можно зачислить сумму и количество чего то.
С кредита можно списать сумму и количество. Остаток на счете = Дебет-кредит (суммовой и количественный).
Написал процедуру, которая с интервалом 1 день обходит экземпляры и инициирует метод объекта "ПрожитьДень()".
Метод пока пустой.
В объект можно добавлять любые свойства и методы.
Сделал объект "Предприятие" со своим счетом по аналогии с человеком. Количество экземпляров тоже любое.
Сделал объект "Банк" со своим счетом по аналогии с человеком. Количество экземпляров тоже любое.
.
Что делаем дальше?
Кстати, у тебя 1С (версия 7.7) движок установлен? А то могу почтой бросить посмотреть (хотя, пока особенно смотреть нечего).

0

17

Serg написал(а):

Как вписать в модель вот такое:

Вот, первая нелинейность пошла, потребление "Поршей" и "Мерсов". Предупреждал.

0

18

В чем тут нелинейность? При поставке машин их количество ниоткуда возросло?
Или уменьшилось?

0

19

Модель мира: Натуральный товароробмен.
.
type
.
  ТипТовар=byte; { 0-еда, 1-одежда, 2- посуда, 3-оружие….255-деньги}
  ТипЗанятия=byte; {0-производство, 1-поход на рынок, 2-, 3-, ...255-}
  ТипСкорость=real;
.
  ТипЧеловек=object
     Профессия: ТипТовар;
     Делает: ТипЗанятия;
     Запасы, УровеньПокупки, УровеньПродажи: array [ТипТовар] of real;
     constructor Создать;
     destructor Уничтожить;
     procedure ПрожитьДень;
     end;     
.
var
  СкоростьПотребления, СкоростьПроизводства : array[Товар] of Скорость;
.
1. Создание мира
1.1. Создается популяция. Можно попробывать разное количество людей. Малая группа будет себя вести наверное не так как большая. Каждому человеку присваивается профессия. Поровну или скажем крестьян 90% а остальных по 2%.
1.2. Заносятся первоначальные значения запасов у людей. Запасы: это остаток  товаров в распоряжении человека. При прожитии дня все запасы декрементируются на СкоростьПотребления. Одновременно инкрементируется товар на СкоростьПроизводства только один – по профессии, если Делает= 0 (производство) т.е. не идет на рынок } Если идет на рынок, то запасы декрементируются, но товар не производится.
Запасы у людей можно сначала поровну. Потом можно пробывать различные распределения. Сколько бедных, сколько богатых,
1.3. УровеньПокупки - порог. Если Запас падает ниже этого порога, то человек идет на рынок. Если выше то производит. УровеньПродажи – порог, если человек произвел товара выше этого порога, то он тоже идет на рынок. Заносятся первоначальные уровни покупки и продажи.
.
2. Прожитие дня.
Для всех людей выполняется процедура ПрожитьДень. При этом декрементируются запасы товаров. Если хотя бы один из товаров у человека ниже УровняПокупки, или выше УровняПродажи, то человек идет на рынок.
2.1 Создается список всех, кто сегодня идет на рынок. Далее все встречаются парами один раз. Предлагать на продажу человек может только свой профессиональный товар. А купить хочет любой из товаров Запас по которым у него ниже УровняПокупки.
Если пара друг другу подходит, то происходит обмен. Цена-трудодень.
Например: у хлебороба есть излишек еды на продажу определяемый как Запас хлебороба минус УровеньПокупки хлебороба. Делим на СкоростьПроизводства хлеба, получаем сколько он предлагает трудодней. А у горшечника есть потребность в хлебе. Купить он может УровеньПродажи горшечника по хлебу минус Запас горшечника по хлебу.
Аналогично для обратной сделки. Из двух этих сделок выбирается минимальная по объему в трудоднях.
Если на рынок пришел человек с большим запасом произведенных им товаров, а
остальные Запасы у него выше УровеньПокупки то он может купить только товар по которому у него минимальный запас.
Все кто на рынке удовлетворил потребность в обмене, на следующий день садятся за производство. Остальные продолжают искать возможность обмена.
2.2 Производство: у каждого человека который сегодня не идет на рынок инкрементируется Запас по профессии на СкоростьПроизводства.
3. Уничтожение: Если у человека Запас по хлебу сравнялся с нулем, человек уничтожвется.
4. Отчеты: Предлагаю после прожития миром 30 дней, выводить одну точку в отчеты. Итоговые на мой взгляд не интересны. Интересны графики промежуточных. И они могут быть разнообразными. Общее количество оставшихся людей по профессиям. Средние запасы у всех людей по товарам. Средние запасы по всем товарам у разных профессий. Общее количество людей на рынке. Процент успешных обменов. И т.д.
.
Несмотря на примитивность этой модели, мне представляется интересным возможность изучить достаточно разнообразные проблемы. Во первых достаточно много можно менять в самой модели. Например правила обмена на рынке. Всевозможные исходные распределения.
Далее можно вводить в модель различные сущности. Например деньги. Как это отразится на динамике популяции?
Можно ввести в модель торговцев. Это люди которые производить ничего не могут, но при встрече с любым другим человеком меняют ему что угодно на что угодно. Т.е. человек сразу идет домой производить. А торговец остается на рынке Но меняют торговцы например 1:0,9. Т.е. они зарабатывают торговлей, и соответственно могут жить долго. Улучшит ли переход части людей в торговцы общий успех популяции? Неочевидно.
Фонды. Существенным дефектом модели является отсутствие демографии. Очевидно что все сообщества будут постепенно умирать. Можно предложить создание фондов. Каждый член общества платит в фонд небольшой взнос. (а может и не каждый?) Если у человека подошел предел по хлебу, то человек опять получает начальный запас по товарам, но случайно меняет профессию. При этом общество будет стремится к равновесному распределению по профессиям.
Налоги: а что будет если ввести налоги, и из них платить самым бедным? На сколько это  продлит существование популяции?
Переходные процессы. После просчета определенного количества шагов начинается изменение какого либо параметра. Например увеличение производительности по горшкам. Как это отразится? А если горшечники «изобретут» «экономику дерьма»? Т.е. производительность по горшкам увеличится, и одновременно увеличится СкоростьПотребления (в модели это амортизация товара) по горшкам?
Дальнейшее развитие. Представляется что модель способна к существенному развитию и усложнению. Возможные пути: введение демографии, введение технологий увеличивающих производительность труда. Введение географии. Введение других экономических институтов: предприятий, банков, спекулянтов.
При введении новых сущностей, локальные правила взаимодействия людей из этого мира должны бать согласованы с жизнью простого реального человека. Тогда можно надеятся, что модель будет правильно отражать реальные процессы в обществе.
.
Если кому это интересно, прошу тут высказаться. Иначе мы с Серегой перейдем в закрытый режим общения.

0

20

Понятно. Давай попробуем. Буду готов - сообщу.
Движок передам в понедельник.

0

21

Хат Мохнатович Мухохват написал(а):

Serg написал(а): по примеру стратегий.
Это как?

.
Была такая классная игрушка - "Эволюция"...

0

22

Щас есть куча экономических компьютерных игр типа построй Город, Деревню, Рашка и т.д. Мож вы вИлосипед изобретаете? Мож чёта уже есть?
http://www.rashka.ru/

0

23

Мож и есть. Но Эволюция не подходит.

0

24

Если кому еще интересно, рекомендую ознакомиться.
http://alter.sinor.ru/lisek/images/age21.gif
Весьма прикольно.
Любители астрологии будут в восторге.
"http://alter.sinor.ru:8102/lisek/lisekswf.htm"
.
Ссылку нашел здесь
http://knukim-edu.kiev.ua/forum/index.php?topic=138.0
.
Ну и перлы автора на закуску: (оттяг в полный рост гарантируется) :O
"http://alter.sinor.ru:8102/lisek/med2001.htm"
"http://alter.sinor.ru:8102/lisek/med2006.htm#algor"

0


Вы здесь » Радиоинститут, г.Рязань, ул.Полетаева, 30. » Собственно темы » Экономический симулятор.