Модель мира: Натуральный товароробмен.
.
type
.
ТипТовар=byte; { 0-еда, 1-одежда, 2- посуда, 3-оружие….255-деньги}
ТипЗанятия=byte; {0-производство, 1-поход на рынок, 2-, 3-, ...255-}
ТипСкорость=real;
.
ТипЧеловек=object
Профессия: ТипТовар;
Делает: ТипЗанятия;
Запасы, УровеньПокупки, УровеньПродажи: array [ТипТовар] of real;
constructor Создать;
destructor Уничтожить;
procedure ПрожитьДень;
end;
.
var
СкоростьПотребления, СкоростьПроизводства : array[Товар] of Скорость;
.
1. Создание мира
1.1. Создается популяция. Можно попробывать разное количество людей. Малая группа будет себя вести наверное не так как большая. Каждому человеку присваивается профессия. Поровну или скажем крестьян 90% а остальных по 2%.
1.2. Заносятся первоначальные значения запасов у людей. Запасы: это остаток товаров в распоряжении человека. При прожитии дня все запасы декрементируются на СкоростьПотребления. Одновременно инкрементируется товар на СкоростьПроизводства только один – по профессии, если Делает= 0 (производство) т.е. не идет на рынок } Если идет на рынок, то запасы декрементируются, но товар не производится.
Запасы у людей можно сначала поровну. Потом можно пробывать различные распределения. Сколько бедных, сколько богатых,
1.3. УровеньПокупки - порог. Если Запас падает ниже этого порога, то человек идет на рынок. Если выше то производит. УровеньПродажи – порог, если человек произвел товара выше этого порога, то он тоже идет на рынок. Заносятся первоначальные уровни покупки и продажи.
.
2. Прожитие дня.
Для всех людей выполняется процедура ПрожитьДень. При этом декрементируются запасы товаров. Если хотя бы один из товаров у человека ниже УровняПокупки, или выше УровняПродажи, то человек идет на рынок.
2.1 Создается список всех, кто сегодня идет на рынок. Далее все встречаются парами один раз. Предлагать на продажу человек может только свой профессиональный товар. А купить хочет любой из товаров Запас по которым у него ниже УровняПокупки.
Если пара друг другу подходит, то происходит обмен. Цена-трудодень.
Например: у хлебороба есть излишек еды на продажу определяемый как Запас хлебороба минус УровеньПокупки хлебороба. Делим на СкоростьПроизводства хлеба, получаем сколько он предлагает трудодней. А у горшечника есть потребность в хлебе. Купить он может УровеньПродажи горшечника по хлебу минус Запас горшечника по хлебу.
Аналогично для обратной сделки. Из двух этих сделок выбирается минимальная по объему в трудоднях.
Если на рынок пришел человек с большим запасом произведенных им товаров, а
остальные Запасы у него выше УровеньПокупки то он может купить только товар по которому у него минимальный запас.
Все кто на рынке удовлетворил потребность в обмене, на следующий день садятся за производство. Остальные продолжают искать возможность обмена.
2.2 Производство: у каждого человека который сегодня не идет на рынок инкрементируется Запас по профессии на СкоростьПроизводства.
3. Уничтожение: Если у человека Запас по хлебу сравнялся с нулем, человек уничтожвется.
4. Отчеты: Предлагаю после прожития миром 30 дней, выводить одну точку в отчеты. Итоговые на мой взгляд не интересны. Интересны графики промежуточных. И они могут быть разнообразными. Общее количество оставшихся людей по профессиям. Средние запасы у всех людей по товарам. Средние запасы по всем товарам у разных профессий. Общее количество людей на рынке. Процент успешных обменов. И т.д.
.
Несмотря на примитивность этой модели, мне представляется интересным возможность изучить достаточно разнообразные проблемы. Во первых достаточно много можно менять в самой модели. Например правила обмена на рынке. Всевозможные исходные распределения.
Далее можно вводить в модель различные сущности. Например деньги. Как это отразится на динамике популяции?
Можно ввести в модель торговцев. Это люди которые производить ничего не могут, но при встрече с любым другим человеком меняют ему что угодно на что угодно. Т.е. человек сразу идет домой производить. А торговец остается на рынке Но меняют торговцы например 1:0,9. Т.е. они зарабатывают торговлей, и соответственно могут жить долго. Улучшит ли переход части людей в торговцы общий успех популяции? Неочевидно.
Фонды. Существенным дефектом модели является отсутствие демографии. Очевидно что все сообщества будут постепенно умирать. Можно предложить создание фондов. Каждый член общества платит в фонд небольшой взнос. (а может и не каждый?) Если у человека подошел предел по хлебу, то человек опять получает начальный запас по товарам, но случайно меняет профессию. При этом общество будет стремится к равновесному распределению по профессиям.
Налоги: а что будет если ввести налоги, и из них платить самым бедным? На сколько это продлит существование популяции?
Переходные процессы. После просчета определенного количества шагов начинается изменение какого либо параметра. Например увеличение производительности по горшкам. Как это отразится? А если горшечники «изобретут» «экономику дерьма»? Т.е. производительность по горшкам увеличится, и одновременно увеличится СкоростьПотребления (в модели это амортизация товара) по горшкам?
Дальнейшее развитие. Представляется что модель способна к существенному развитию и усложнению. Возможные пути: введение демографии, введение технологий увеличивающих производительность труда. Введение географии. Введение других экономических институтов: предприятий, банков, спекулянтов.
При введении новых сущностей, локальные правила взаимодействия людей из этого мира должны бать согласованы с жизнью простого реального человека. Тогда можно надеятся, что модель будет правильно отражать реальные процессы в обществе.
.
Если кому это интересно, прошу тут высказаться. Иначе мы с Серегой перейдем в закрытый режим общения.