Ага, смена темы.
Я правильно понял, что тема собственности оказалась слишком узкой и есть предложение посмотреть на все вцелом?
Это верно. Ибо тема собственности лишь малая часть проблемы.
Попытка конструировать общества, боюсь, обречена на провал, ввиду объема темы.
Даже не знаю с чего начать....
По порядку реплик, пожалуй.
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):Имея в виду "собственность" я лишь говорил о коренном различии США и СССР. Наш
строй назывался строем с обобществленной собственностью. А Америка - с частной.
И не более.
Не уверен, что главные различия в этом. Подозреваю, что здесь имеет место много различий. Мировозренческих, в
том числе религиозных, исторических, и т.п.. Нельзя анализировать систему не принимаая во внимание начальные
условия. Трудно определиться с какого момента мы начинаем анализ. Динамика американцев была уже выше в 19 веке,
в то время когда в Росси была частная собственность. Или ты предлагаешь начать анализ с момента перехода СССР в
режим полного отказа от частной собственности? А когда это прозошло ? После отказа от НЭПа? С момента принятия
сталинской конституции? C 1917 года? А кохоз, это частная собственность? Слишком много вопросов...
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):1. Давай предположим, что мы оба как конструкторы обладающие зачатками
системного
мышления решили построить каждый по обществу. Построить из того что есть.
Без начальных условий? Вообще с чистого листа? Или при наличии какого то начального уровня развития общества,
промышленности, культуры, традиций и т.п.?
Если с чистого листа - получиться первобытно-общинный строй, если с начальными условиями, то они должны быть
равными, иначе как сравнивать?
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):Как мы определим, у кого общество получилось лучше? И что это значит: лучше?
Значит прежде всего мы должны договорится о критерии оценки.
Это проблема серъезней чем кажется. Опять система ценностей вылезает. Боюсь, что не найдем беспристрастного
орбитора. Например, система оценок у православного крестьянина и протестантского фермера. Кто из них
объективней? Или мы предположим, что можем оценить правильность их мироустройства за них гораздо объективнее,
не являясь ни крестьянами, ни верующими?
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):Надо назвать, выработать, понять в процессе
спора: какие главные принципы построения общества хороши, а какие плохи.
Например: убийство одного члена общества другим - запретно, кроме особых случаев.
Это хорошо или плохо? Давай начнем с чистого листа. И будем трезвы в оценках.
Хорошо бы. Только не очень понятно, что значит с чистого листа?
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):Подчиним мелочи - главному. Отринем на время привычную нам
мораль. Не будем бездоказательно соглашатся что канибализм это зеведомо плохо.
Что моногамия - лучше полигамии. Что бесплатная медицина это безусловно благо.
И т.д.
Что ты понимаешь под главным?
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):3. О главном. Критерий оценки.
Давайте посмотрим на мир вокруг. Как определяется кто и что лучше, а кто или что
хуже? Как определяется какая футбольная команда лучше? А какой зверь или птица?
А какое авиационное КБ ? А фирма? А человек? Так же и с обществом.
Мне кажется есть единственный критерий оценки обществ - соревнование.
Природа, Творец, Бог, дал нам мир-правила, в которых мы живем. Эти правила-
законы мы изменить не в силах. Мы можем их изучать и использовать. И соревноваться.
Кто лучше. Это естественный критерий, которых применяется для любых сравнений.
.
4. Я уже говорил как-то что главное качество общества - сила. Однако получилось размыто,
и не верно. Предлагаю другой термин - устойчивость. На мой взгляд это главное свойство
любой системы. Однако это требует пояснения.
Под устойчивостью системы я понимаю способность сохранять основные свойства, при
любых внутренних и внешних воздействиях.
Ну вот мы и приплыли.
Если верить официальной истории, и принять твой соревновательный подход, то получается, что варвары были более
прогрессивным, сильным и устойчивым обществом, чем римская империя, ибо последняя пала под натиском людей в
шкурах. Монголы были прогрессивней, сильней и устойчивей славян (где теперь монголы...), арабские кочевники были лучше древнего Египта, а турки сельджуки прогрессивней Византийской империи, ну т.д. всю историю.
Не знаю где, но в этом подходе есть ущербность. Как думаешь?
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):5.4. Экспансия. Системма должна как минимум несжиматся, если это не противоречит п.
5.3., но при благоприятных условиях - расширятся. Включать в себя новые ресурсы,
обломки других систем, осваивать новые среды. Размножать себя. Этим достигается
супердолговременная устойчивость.
Здесь все то же самое.
Есть один парадокс. Как только в обществе рождается культура (в самом широком понимании, науки, искусство, традиции, право и т.п.) - общество умирает под натиском дикарей. Оно слишком усложняется и становиться уязвымым перед примитивными инстинктами. В этом смысле, общество построенное на примитивных инстинктах всегда побеждает. Но как только победитель торжествует, он непременно сам начинает порождать свою культуру, т.к. жить победителю в скотном дворе не хочется.... Может быть эта проблема гораздо интереснее и существенней собственности при попытках анализа общества?
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):Теперь вопросы к Сереге:
1. Согласен ли ты на предлагаемый уровень обсуждения?
2. Согласен ли ты с критерием оценки моделей?
3. Согласен ли ты что принцип устойчивости расписанный в п 5.
приводит к успеху общества в соревновании?
Подпись автора
Не хочу, чтобы показалось, что я ухожу от полемики, но тем не менее:
1. Уровень слишком глобальный.
2. Критерий ни куда не годится.
3. Я уже показал, что это не так.
Если возвращаться к сравнению СССР и США, то это совсем некорректно.
1. Слишком мал промежуток времени.
2. Слишком разные начальные условия.
Например, в 1941 году Германия выглядела куда круче СССР, но, как выяснилось, это ничего не значит. Но это уже лирическое отступление, не входящее в рамки обсуждения.
.
hadzha написал(а):Хорошая (устойчивая) система - это простая и понятная система.
Это да. Говорят биомасса и ареал распространения бактерий самый большой. Они абсолютно успешны.
.
Хат Мохнатович Мухохват написал(а):Я думаю Серега из-за этого не поддержит условия. Но самое интересное
на мой взгляд, что мы все таки плохо понимаем: Почему живуче и устойчивее?
Ты угадал. Не знаю в чем дело. Сложное всегда неучтойчиво, но эволюция идет почему то от простого к сложному.
На кой черт эволюции человек? Она достигла совершенства, породив вирусы. А породив человека может, возможно, сильно промахнулась. Человек может вообще покончить со всеми забавами эволюции, на этом и наступит конец экспансии биомассы....